Грузинские и армянские источники
На пути монгольских войск оказались Грузинское царство и армянские территории в Закавказье. Они стали непосредственной ареной действий войск Западного корпуса. Однако, к сожалению, сведения очевидцев достаточно малочисленны. Но информация с этой стороны Кавказа, дошедшая даже в более поздних компиляциях, представляет значительный интерес.
Грузинские источники
Грузинская историческая традиция представляет собой интересное и специфичное явление: все грузинские исторические летописи и хроники объединены в одном памятнике «Картлис Цховреба» («Жизнь Грузии»). Грузинская историческая наука считает, что истоки такого объединения находится еще в глубокой древности, когда ряд исторических сочинений XII в. (ряд историков относит это событие к VIII в.) - «Жизнь картлийских царей» и «Мученичество Арчила» Леонти Мровели, «Жизнь Вахтанга Горгасала» Джуаншер Джуаншериани и «Матиане Картлиса» анонимного автора – были соединены в одной рукописи. Позднее к этому древнему сборнику присоединялись другие сочинения и хроники. Большинство историков сходятся, что современный вид «Картлис Цховреба» приобрела в XVIII в., когда грузинский царь Вахтанг VI (1675-1737) создал комиссию «учёных мужей» под руководством ученого Бери Эгнаташвили, которые собрали все известные списки «Картлис Цховреба» и другие исторические сочинения и составили новую историю Грузии. Комиссия не только провела работу по сверке отдельных версий из разных рукописей, выявила разночтения, утраты и ошибки переписчиков, но и провела тщательное редактирование текста. Естественно, что в таком редактировании учитывалась, прежде всего, официальная позиция грузинской власти. Отредактированные версии сочинений до XIV в. были дополнены вновь написанной историей Грузии за XIV—XVIII вв. При написании новой истории были использованы доступные к изучению грузинские исторические документы, а также армянские и персидские источники, содержащие много сведений по истории Грузии. Эту официальную версию сборника летописей принято называть «Новой Картлис Цховреба». До нашего времени дошло очень мало рукописей, отражающие тексты «довахтанговской» «Картлис Цховреба», которые принято называть «Древняя Картлис Цховреба». Их всего 5 (рукописи относятся к XV-XVII вв.), при этом состав их несколько отличается. Известен также древнеармянский перевод XII в., но сведения в нем оканчиваются на 1125 г. В «Древней Картлис Цховреба» принято выделять 10 исторических сочинений. Свод летописей «Картлис Цховреба» это весьма своеобразный исторический источник. Это прежде всего произведение официальной историографии, которое отражает интересы государственной власти. С одной стороны, создание капитального труда по всегрузинской истории указывает на наличие высокого уровня исторического мышления грузинского общества того времени. С другой стороны, это способствовало снижению интереса к истории отдельных регионов Грузии и грузинских родов; в частности, в ней бедно представлена история Западной Грузии, отсутствуют временные периоды. Повествование выстроено в хронологическом порядке. Чтобы текст был единым, начало каждого последующего исторического сочинения при включении его в свод или конец предыдущего, как правило, отрезали, в результате чего точное число вошедших в сборник сочинений, имена некоторых авторов и датировки отдельных произведений неизвестны.
В «Картлис Цховреба» практически отсутствуют сочинения по одному и тому же хронологическому периоду. Западный поход Джэбэ и Субэдэя пришелся на царствование царя Георгия Лаши, которое отразилось в 2-х трудах.
«Летопись времен Лаша Георгия» - первое сочинение. Оно известно также под названием «История пяти царствований». Сохранилось только в одной рукописи «Картлис Цховреба» - списке царицы Анны, который считается отдельным от остальных списков. Сведения о Западном походе достаточно скудны, но дают ряд географических привязок не встречающихся в других источниках.
«Столетняя летопись» - второе произведение. Оно известно в 3-х рукописях из 5-ти «довахтанговских». Это одно из значительных и подробных исторических сочинений о Грузии и сопредельных странах XIII-XV вв. В данной летописи имеется значительный раздел, посвященный монгольским завоеваниям, есть также сведения о происхождении монгол, их духовной культуре, политических традициях. Но во многом данное сочинение представляет уже более позднюю историографическую традицию.
Армянские источники
Армянские источники условно можно разделить по территориальному происхождению. Одна группа создавалась на территории Киликийской Армении, достаточно отдаленной от действий Западного корпуса монголов. Другие источники известны с территорий бывшего Армянского царства (различные княжества и провинции: самостоятельные, вассальные и входящие в состав разных государств - Грузии, Сельджукидов, Хормезмшахов и других), более приближенных к театру военных действий. Большинство исторических свидетельств по нашей теме происходит из этой части армянского мира.
Киракос Гандзакеци (ок. 1203 - 1271). Киракос Гандзакеци родился в районе Гянджи. Учился в монастырях. Стал священником. Был настоятелем одного их армянских храмов в Грузии. Занимался преподаванием и писал труды. Умер в Киликийской Армении. Его труд «Краткая история периода, прошедшего со времени святого Григора до последних дней, изложенная вардапетом Киракосом в прославленной обители Гетик» (сокращенно – «История») делится на две части. В первой – дан компилятивный обзор истории армянского народа с первых дней принятия христианства и до появления монгол. Вторая часть — самостоятельное изложение достоверной истории монгольского нашествия на армянские земли, написанное очевидцем и участником событий, перемежающееся различными документами богословского и церковно-канонического характера. Труд был создан в период с 1241 по 1265/1266 гг. Сведения о монголах 1240-х гг. имеют как литературное происхождение, так и частью основаны на своих впечатлениях в плену (весной 1236 г. он вместе со своим учителем Тавушеци и другими учениками попал в плен к монголам; учитель был выкуплен, а Гандзакеци сбежал осенью того же года). Но, в то же время, сведения о походе Джэбэ и Субэдэя, вероятно, большей частью взяты из недошедшего труда его учителя Ованнеса Тавушеци (Ванакана Вардапета).
Вардан Аревелци (Вардан Великий) (ок. 1198 – 1271). Родился, вероятно в Киликийский Армении. Был учеником Ованнеса Тавушеци (Ванакана Вардапета). Один из крупнейших армянских средневековых ученых и педагогов. Написал более 120 произведений. Основной исторический труд – «Всеобщая история». Участвовал в политической жизни армянских государств и княжеств, в т.ч. в переговорах с монголами. Сочинение Вардана это попытка написать всеобщую историю Армении. Оно состоит из «Предисловия» и 100 глав. Начинается с описания легендарного строительства Вавилонской башни и доводится до 1267 г. В «Истории» политические, экономические, религиозные и культурные события в жизни армянского народа представлены параллельно с историей соседних стран. В качестве первоисточников - труды предшественников, а также надписи, документы и т.д. По Западному походу практически не содержит дополнительных сведений по сравнению с трудами своего учителя Ванакана Вардапета и старшего соученика Киракоса Гандзакеци, о чем он сам и сообщает в своей работе.
Григор Акнерци (ок. 1250 – ок. 1335). Родился в Киликии. Обучение прошёл в известном армянском монастыре Хоранашат (Грузия). В середине 1260-х годов возвращается в Киликию, становится иноком. В 1270-1280-е гг. пишет своё сочинение «История народа стрелков, о том, откуда он явился, и каким образом подчинил себе многие страны и области» (иногда именуется также «История татар»). Авторство приписывалось сначала Вардану Аревелци, затем некоему иноку Магакии (издано под этим именем). «История народа стрелков» написано с конкретной целью: рассказать о монгольском нашествии на армянские земли. Охватывает период с 1229 до 1273 гг. Автор основываясь на трудах предшественников, в т.ч. побывавших в Монголии армянских правителей и их сопровождающих, рассказывает о происхождении монгол, их нравах, появлении на Кавказе и последующих военных и дипломатических действиях и событиях. Также в ней есть сведения о быте монголов, их религии и культуре. Однако информация по Западному походу не содержит нового; при этом сведения о походах 1220-1222 гг. и 1230-1236 гг. перепутаны.
Аноним Себастаци. «Летопись» Себастаци является одним из ценных источников о монголах. Автор рукописи неизвестен, но можно предположить, что он жил в г. Себастии, потому его и называют Себастаци, что означает житель г. Себастии. Сохранилось 3 рукописи этого сочинения. «Летопись» Себастаци начинается с I в. н. э. и доводится до 1220 г., после чего связное изложение прерывается описанием некоторых отдельных эпизодов, как-то: нашествие Джелал-ад-дина на Кавказ и его столкновение с монголами, вторжение Чармагана в Гандзак, наступление Бачу-нойона на Румское царство, разорение монголами Себастии и т.д. С 1254 по 1297 г. изложение событий опять дается последовательно. Сообщения заканчиваются на 1309 г. Многие события второй половины XIII в. прошли перед глазами автора. По сути «Летопись» является как бы продолжением трудов Киракоса Гандзакеци и Вардана Аревелци. Но, по Западному походу практически не содержит дополнительных сведений.
Смбат Спарапет (1208-1276). Смбат происходил из рода Хетумидов, правившего в Киликийской Армении. Старший брат царя Хетума I. С 1226 года был армянским спарапетом — главнокомандующим войск; участник многих войн. В 1243 г. от имени царя провел переговоры с монголами, ставшими основой многолетнего армяно-монгольского союза. В 1248-1250 и 1254 два раза совершал поездки в столицу Монголии - Каракорум. Автор «Летописи», охватывающей описание событий в Армении и Киликии от 951 по 1272 годы. В дальнейшем труд продолжили другие хронографы, доведя до 1336 год. Ранний период изложен на основе трудов предшественников; современные события – на основе собственных впечатлений, сведений очевидцев и документов. Смбат был в гуще политических событий того времени. Его «Летопись» один из самых достоверных источников. В то же время сведения о походе Джэбэ и Субэдэя достаточно отрывочны, так он находился далеко от места событий. Однако, его знания монгольских реалий и личные географические представления о местах, связанных с монгольским вторжением в Среднею Азию, являются важным дополнением к нашим знаниям. Также сведения из «Летописи» Смбата впоследствии широко использовались в трудах последователей.
Мхитар Айриванеци. Даты рождения и смерти неизвестны; жил в XIII в. Родился в Ереване. В 1267-1270 гг. стал известным своей научно-педагогической деятельностью. С 1279 года был руководителем высшей школы Айриванка (Грузия). В его истории представлена история Армении вплоть до 1289 года. Она представляет собой большую научную ценность многими уникальными сведениями, оригинальные источники которых до современной времени не сохранились. По стилю его сведения носят краткий характер, но он пытался совместить сведения из разных источников.
Степанос Епископ. Биографические данные неизвестны. Возможно был епископом Нораванка (Грузия). Иногда путают Степаноса Епископа с другим историком Степаносом Орбеляном (ум. 1304). Написал хронографический труд «Летопись», в котором рассказывается о событиях, происходивших в течение столетнего периода на Ближнем и Среднем Востоке, в Закавказье и Киликийской Армении. «Летопись» Степаноса охватывает период с 1193 до 1290 годов. Особенно подробно описываются политическое положение в Армении, Грузии и Киликии, завоевания монголов и мамлюков. Сведения кратки.
Аноним (из рукописи священника Иоанна). Анонимное сочинение известно из рукописи, принадлежащей священнику Иоанну (Ованесу Имастасеру, армянскому ученому XI-XII вв.). Никаких биографических данных об авторе не сохранилось. Повествование в сочинении начинается с IV века и доведено до 1236 года. Сведения кратки, но представляют, вероятно, независимую летописную традицию.
Тексты
Грузинские источники
Армянские источники
- Киракос Гандзакеци «История»
- Вардан Аревелци (Вардан Великий) «Всеобщая история»
- Григор Акнерци «История народа стрелков»
- Аноним Себастаци «Летопись»
- Смбат Спарапет «Летопись»
- Мхитар Айриванеци «Хронографическая история»
- Степанос Епископ «Летопись»
- Аноним (из рукописи священника Иоанна) «Летопись».
Грузинские источники
Аноним «Летопись времен Лаша Георгия»
Текст приводится по изданию: Картлис Цховреба. История Грузии. – Тбилиси: АРТАНУДЖИ, 2008. – С. 216-217.
Жизнь царя Георгия, сына Тамар
Он родился в хроникон 413. «Страдания праведных многочисленны», – скажет Пророк и от всего злого избавит тех, кто страшится. И вновь изрек Апостол: «О, мудрость богатства и премудрости Божия! Как неисповедимы пути их! Ибо, кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?».
После кончины царицы цариц Тамар все царство пребывало в безнадежной печали, однако, Бог, за сердобольность ее и благость, даровал ей подобного и ею же рожденного сына Лаша.
Отроку было от роду двенадцать лет, когда воцарился он, юноша добрый, цветок многоцветный, сильный, как лев, чистый в помыслах, одинаково любивший всех – и больших, и малых.
[…]
Пришедшим неким чужестранцам в Сомхити и Эрети был нанесен небольшой урон. А отступающих царь настиг у Балисцкали, где получил первое ранение. Затем, с божьей помощью и милостью, царь Георгий обратил врага в бегство и истребил.
На следующий год (враги) вновь стали у рубежей Бардава. (Тогда) собралось все царство, присоединились войска Карнукалаки, стали между Ломтагора и Агара, и, не успев напасть, обратили (врагов) в бегство. Они скрылись, пройдя через Дарубанди.
Воздадим хвалу ему пред всеми без лжи и стеснения. Как говорит Давид, отец Божий: пусть десницы его будут как стрелы медные, да помогут и спасут.
В то время как страна благоденствовала и преуспевала, его сестру Русудан просил в жены великий султан Мелик, владетель Персии от Египта до Хлата, дабы возвести её на трон Хлата. Однако, благодаря божьему промыслу, этому не дано было осуществиться.
Затем шах Ширвана настойчиво просил ее руки. Обещали ему дать согласие. В Ширван отправили эристава Картли, а сам царь Георгий прибыл в Багаван, чтобы подготовить свадьбу сестры своей. Пробыл там десять дней и решил уже возвращаться, но воздал Господь за грехи наши: скончался царь Георгий в Багаване 18 января, в среду, в хроникон 442.
И была страшная боль, сердца исходили кровью вместо слез, была безысходность у оставшихся, кто рос с ним и вспоминал добрым словом, посыпали пеплом головы визири и дидебулы всего царства и сам его воспитатель – атабаг Иванэ.
Бог, великий милостью своей не оставил царство, пощадив его от погибели: по воле Божьей оставшуюся с нами Русудан в том же году посадили на престол. Ежели Бог не пощадил бы нас, то и она не смогла бы пережить боль, вызванную утратой брата.
Взяли его в Гелати и погребли рядом с отцом. И не осталось венценосного наследника от жены его.
Господь всемилостивый, не покидающий богобоязненных, защити царство сие и царицу нашу, венценосную Русудан, сотвори плод ее нам в радость от рода к роду, даруй ей многие лета, а затем и царствие небесное.
Аноним «Столетняя летопись».
Текст приводится по изданию: Картлис Цховреба. История Грузии. – Тбилиси: АРТАНУДЖИ, 2008. – С. 331-338.
Столетняя летопись
Она, желанная, еще будучи во здравии, возложила венец на сына своего Георгия, коего именуют также Лаша. Было ему тринадцать лет, когда восприял он венец царский, и царица Тамар благословила его на царение. Когда же преставилась Тамар, было ему восемнадцать лет. Сыну своему она оставила царство, а роду же грузинскому – скорбь и горечь, стенания и траур, ибо заживо погрузились в ад присные Грузинского царства ее. Да, участь их была такова.
После Тамар царство наследовал сын ее – Лаша Георгий, который был мощен статью, лучник отважный, скорый в пиршестве, удалой и своеобычный. Но наипаче вознесся он ввиду того, что подчинялись ему все супротивники добродетельной и боголюбивой матери его, и оставила она царство безмятежное и мирное, и все окрестные обращены были в данников, как то – гандзийцы и порубежники их, нахчеванцы и горожане Карнуграда, и множество прочих являлось к нему с дарами и данью. В ту пору ликовал он, и была повсюду радость.
[…]
Повесть о Чингиз-каэне, или как явился он в Стране Восточной
В стране Солнечной на Востоке, которую именуют Чин-Мачин, явились люди некие из местности дивной, именуемой Каракурум, чуждые ликом, нравами и внешностью. Ибо в древних книгах гделибо не найти повести о них, потому как суть они чужды по языку, чужды обличьем, чужды бытом; не знали вкуса хлебного, но мясом бессловесных питались. Однако были телом совершенны, плотью дородны и мощны ногами, прекрасны и белолицы, с глазами узкими и карими, удлиненными и яркими; большеглавые, с волосами темными и частыми, плосколобые, с носами настолько низкими, что щеки возвышались над носами и были видны лишь маленькие ноздри; губы малые, зубы ровные и белые; совершенно безбородые. Такие необычные имели они лица. Но не дивитесь никто тому, что все они – и мужи, и жены – обладали какою-то дивной внешностью. Вместе с тем обрели они мужество и были лучниками избранными, безупречно метавшими из своих тугих луков тяжелыми стрелами, удара которых не выдерживали никакие доспехи. Особенно ловки они были на лошадях, ибо на лошадях они вырастали, не знали доспехов, кроме лука и стрел.
[…]
Племя их прежде, так же, как ныне, делилось на множество родов, из коих упомянем лишь двенадцать названий: первейший род – Сакиры, (затем) Хинди, Каты, Джалаир, Оирд, Сулдус, Нахимы, Конкард, Мангут, Тангуты, Каит и Угуры. Угуры же поклонялись идолу, которого называли Кунджитом. Они называли себя на языке своем «мангол», грузины же – татарами, коих представляю единым миром.
Но из рода Каитов, одного из племен, выделился человек по имени Темурчи, который есть Чингизкаэн. Был он доброликий и красивый, статью рослый, с волосами чуть рыжеватыми, многосильный, храбрый, в бою отважный, искусный стрелок, глубокомысленный и в помыслах удачливый.
[…]
И воссел на престол Он-хана и нарекли Темурчи именем Чингиз-каэн.
[…]
Теперь же упомянем малость о детях Чингиз-каэна
У сего Чингиз-каэна было множество жен, а также детей. А старшая жена Севинджи, родила ему сына, которого звали Туши и коего грузины именовали Джочи. Второй – Чагата, третий – Окота, четвертый – Тули. Сих четырех пребывающий в Хатаети определил каэнами. Старшему – Туши – дал половину (собственного) воинства и отправил в Великую Кипчакию, Овсетию, Хазарию и Русь до (земель) Мрака. И все это отдал он данному (сыну), а о прочих (его детях) упомянем потом.
И так, узнав о том – приближении татар, – высокий и величайший из всех царей – хорезмшах, который в ту пору по обилию дней своих был преклонных лет, а султанство и бразды правления владениями находились в руках сына его Джалалдина, владевшего (страной) от Джеона, Хорасаном и Ираном, призвал он (Джалал-ад-Дина) со всем его войском в шестьсот тысяч человек и двинулся на Чингиз-каэна.
Тот же выступил супротив хорезмшаха. Разразилась битва мощная и жестокая, в которой с обеих сторон было побито несчетное множество (людей) и были одолены хорезмийцы.
Но престарелый хорезмшах со своим небольшим отрядом оставался в рядах (сражавшихся), и окружили его татары. Видя это, сын его – султан Джалалдин – муж доблестный и храбрый, мужественный и бесстрашный, словно бестелесный, силач отменный и дивный в боях, с малочисленным отрядом пришел на выручку к отцу, мгновенно подхватил его, и бежали оба в Хорасан.
После этого вновь и неоднократно бился Джалалдин (с татарами), а именно – трижды ввязывался с ними в бой за Джеоном и четырежды в Хорасане, по сю сторону Джеона. И так, изза грехов наших Господь предал страну нашу татарам, был он осилен сполна и изгнан. Узнав о бегстве и сокрытии его в крепостях, Чингиз-каэн отправил (в погоню) за ним двух предводителей – Иаму и Салпиана, коих грузины именуют Себа и Джебо. Велел им пройти земли Хорасана и Ирака и, покуда хватило бы сил, разведать те страны. Двинулись же они с двенадцатью тысячами всадников, без доспехов и снеди, но только с луками и без мечей.
Прошли Туран, Джеон, Хорасан, Ирак, Адарбадаган и достигли Гандзы. И никто не противостоял им. Кто бы где ни явился, побеждали всех. Достигли пределов Грузии, приступили к опустошению земель Гаги. Проведали об этом Варам Гагский и атабаг Иванэ и сообщили царю Лаше о вторжении чуждых племен, чуждых языков, опустошении Сомхити. Царь же созвал войско свое и собрал девяносто тысяч конников. Двинулись на татар, стоявших в окрестностях Гаги. Затем примкнули к ним с большой ратью атабаг Иванэ вместе с племянником Шаншэ – сыном своего брата амирспасалара Захария, мсахуртухуцесом Варамом Гагским, и выступили.
Они же (татары), стоявшие лагерем на берегу Бердуджи, ныне называемой Сагимом, мигом оседлали коней и вступили в схватку. И разразилась битва жестокая. Половина татар бежала, а (другая) половина скрылась в засаде и нагрянула с тыла. И тут постиг нас гнев Всевышний за безверие и прегрешения наши, и бежали грузины и воины их, и сам царь Лаша, и погибло несметное число душ христианских. В бою этом великий атабаг Иванэ – самцхийский спасалар – еле спасся живым, и был убит сын мечурчлетухуцеса Кваркваре – отменный воин Бека. И тут постиг нас гнев Божий сполна и обрек племя грузинское из-за обилия безверия нашего, и отвернулось счастье от победоносного, великого и славного дома Давидова, ибо по сю пору многомилостивый и предопределяющий судьбы Господь даровал высоко осчастливленному дому Давидова победы, и победоносный род Давида и Горгасала не ведал поражений. Но отныне, ввиду превратности судеб племени грузинского, не далась ему победа над татарами до самой поры нашей. И они, (некогда) славные и могущественные, (ныне) беглые, достигли города. Силу и славу их сменили вздохи печальные, ибо поскольку потревожили мы Господа делами злыми, постольку наполнил он сердца наши горем и посрамил нас перед врагами нашими.
А татары достигли Самшвилде и оттуда повернули обратно и содеяли нечто дивное: пошли по дороге Дарубандской, и потому как не смогли противостоять им ни ширваншах, ни дарубандцы, прошли Врата Дарубандские и вступили в Кипчакию и навязали (здешнему населению) бой, и во многих местах бились с ними кипчаки, но повсюду одолели татары и так с боями удалились. И как я уже говорил, без доспехов и на некованых лошадях, проделав подобный путь, пройдя Кипчакию и обогнув море Дарубандское, достигли Каракурума и предстали пред царем своим Чингиз-каэном. И поступили они столь необычно – прошли все пути-дороги, выйдя из Каракурума, и без роздыха да на некованых лошадях вновь в него же вернулись.
Узнав о том, что татары одолели повсюду, Чингиз-каэн отправил сыновей своих на розыски хорасанского султана Джалалдина. Проведав об этом, султан Джалалдин собрал войско и многократно вступал в схватку, как о том я говорил. Но почуяв полное бессилие свое, снялся с места со всеми домочадцами своими и в сопровождении ста сорока тысяч воинов со всеми их домочадцами бежал от погони татар, и направились они в страну нашу, о чем будет поведано в нижеследующих словах.
Преставился царь Лаша, поскольку не усмирился гнев раздосадованного нами Господа многомилостивого и добродетельного.
Чуя наступление кончины, царь Лаша призвал вельмож именитых царства его и доверил им сестру свою Русудан, со слезами говоря: «Ведома мне рода царского безупречная преданность вам, присным Грузии, и, уповая на Бога, поручаю вам сестру мою Русудан, дабы по мне вы ее сделали государыней, как повелось то в обычаях ваших предков. Служите ей верно и мужеством вашим защитите престол царский от злобы вражьей. Да пусть она не мужчина – женщина, но не лишена мудрости и знаний государевых дел. Вам же знатным царства сего, ведомы и памятны милость, щедрость и почести блаженной и добропамятной, блистательной среди царей матери моей. Да и сестра моя, ежели на то будет воля Божья, удостоится вашей почести. Ныне молю вас пред Богом сделать ее царицей, преемницей моей. Сестре же моей Русудан я пред Богом во всеуслышание ваше поручаю вырастить сына моего Давида и, когда ему будет посильно править и станет воином, пусть сделает царем Давида, поставьте его государем и наследником царства моего. Хотя он и отрок покуда, но ежели Господь даст ему взрасти, думаю, что станет достойным царения, ибо телом от статен и прекрасен ликом».
Завершив свое повеление, упокоился тот, по ком остались скорбь и печаль несказанные. И была в трауре сестра его Русудан многие дни, и понесли его в усыпальницу царскую Гелати.
Армянские источники
Киракос Гандзакеци «История»
Текст приводится по изданию: Киракос Гандзакеци / Пер. с древнеарм., предисл. и комм. Л.А. Ханларян. История Армении. – М.: Наука, 1976. – С. 137-138.
ГЛАВА 11
О том, как поднялось татарское войско и обратило в бегство грузинского царя
В 669 (1220) году, когда грузины еще гордились победой, одержанной над мусульманами, у которых они отторгли множество армянских гаваров, нежданно-негаданно появилось огромное множество войск в полном снаряжении и, пройдя быстрым ходом через Дербентские ворота, пришло в Агванк, чтобы оттуда проникнуть в Армению и Грузию. И все, что встречалось им в пути, — людей, скот и вплоть до собак даже — они предавали мечу.
Драгоценную одежду и иное имущество, за исключением лошадей, они ни во что не ставили. Быстро продвинувшись до Тифлиса, они повернули обратно, пришли в Агванк, к границам города Шамхор.
И распространилась о них ложная молва, будто они — моги и христиане по вере, [будто] творят чудеса и пришли отомстить мусульманам за притеснение христиан; говорили, будто есть у них церковь походная и крест чудотворный; и, принеся меру ячменя, они бросают ее перед крестом, [затем] оттуда все войско берет [корм] для лошадей своих, и [ячмень] не убавляется; а когда все кончают брать, там остается ровно столько же. Точно так же и с продовольствием для людей. И эта ложная молва заполнила страну. Поэтому население страны не стало укрепляться, а какой-то светский иерей, собрав прихожан своих, с крестами и хоругвями даже вышел навстречу им. И они предали их мечу — всех перебили.
Таким образом, повсюду встречая беззаботных, они истребляли [население] и разорили многие местности. Сами же, упрятав свое имущество в укрепленной местности, называемой Бегамедж, что в болотах и топях, расположенных между двумя городами — Партавом и Белуканом, совершали оттуда стремительные набеги и разоряли многие гавары.
Тогда царь грузинский Лаша и великий военачальник Иванэ, собрав войско, выступили войной против них и подошли к долине, называемой Хунан, ибо там находилось войско неприятеля. Сразились друг с другом и поначалу обратили в бегство неприятеля; но поскольку [другие части] неприятеля находились в засаде, он ударил с тыла и начал сечь грузинское войско. Повернули и выступили против [грузин] и обращенные в бегство [татары] и окружив с той и другой стороны, нанесли великое поражение войску христианскому. Бежали царь и все князья. А неприятель, забрав военную добычу, унес ее в свой стан.
В другой раз собрал царь грузинский войско, еще более многочисленное, чем в первый раз, и вознамерился дать бой неприятелю. А [татары], взяв с собой жен, детей и все свое имущество, намеревались пройти через Дербентские ворота в свою страну. Но мусульманское войско, находившееся в Дербенте, не пропустило их. Тогда они перевалили через Кавказские горы по неприступным местам, заваливая пропасти деревьями и камнями, имуществом своим, лошадьми и военным снаряжением, переправились и вернулись в свою страну. И звали их предводителя Сабата Багатур.
Вардан Аревелци (Вардан Великий) «Всеобщая история»
Текст приводится по изданию: Всеобщая история Вардана Великого / Пер. Н.О. Эмина. – М.: Тип. Лазаревск. ин-та вост. яз., 1861.
С наступлением 670 (1221) года какое-то войско иноязычное с незнакомыми чертами лица, вышедши из страны Чина и Мачина — имя ему Мухал и Татар — пришло и проникло в землю Гугарк'скую через равнины, находящаяся у пределов Ах'ованских, в числе около 20,000. На пути своем оно истребило все, носящее признак жизни, и быстро обратилось назад. Вслед за ним со всей своей силою пошел Лаша, настиг его у реки Котмана и, побежденный им, искал спасения в бегстве вместе с Иване'. (Последний впрочем погиб под ударами) какого-то обиженного им князя, который (с этой целью) подрезал (подколенную) жилу у его лошади. Но Вахрам, владетель гугарк'ский, не подозревая о бегстве других, все шел вперед с великим мужеством, жестоко поражая неприятеля до самого Гардмана.
В 671 (1222) году Мух'алы намеревались снова придти сюда; но так как посланные от них нашли Армян и Иверийцев готовыми и собранными вместе, о чем и известили своих, поэтому они не осмелились идти на нас вторично, но пошли неведомо куда. В том же году вышло войско от Хонов (Гуннов), называемых Хепчахом, которое, пришед в Гандцак, соединилось с Мухалами. Когда наши самонадеянно и неосторожно пошли на них, понесли поражение и принуждены были искать спасения в бегстве: многие из них пали под мечем неприятеля, а некоторые из славных дворян попались им в плен и брошены в темницу, в том числе и Григорий, по прозванию Ишхан, сын Хах'бака, с племянником (по брату) своим, мужественным и храбрым мучеником, по прозванию Папак. За них армянское войско, в следующем году, жестоко отомстило Хепчаху, истребив, во время его нашествия на землю Варданашата, большую часть его.
В 674 (1225) году оба сына Хоразм-шаха, окруженные и теснимые восточными Татарами северного ополчения, с 200,000 человек пришли, как говорят, через Атсрапатаканскую землю в столицу армянскую (Гандцак), взяли ее и все обширное поле покрыли своими шатрами. […]
[…]
Но так, называемые Татары, которые пришли немного перед сим, а именно, в 669 (1220) году, хотели было возвратиться в 671 (1222), но не посмели. Присоединив к себе бесчисленное множество войска, имея предводителем военачальника Чармахана, они пришли в царственный город Гандцак в 684 (1235) году, осадили его, наконец взяли и беспощадно губили (жителей), кроме младенцев и женщин, которые им нравились. […]
Начиная с 685 года армянского летосчисления до 714, в которым мы живем, (т. е. с 1236 — 1265), все, что совершил народ стрельцов с царями и с царствами, (находившимися) по сю сторону великого моря: с Пapcиeй и землею Ахованов, с Арменией и Ивepиeй и так называемой Греческою страною, где обитали Армяне, Сирянс, Греки, Татчики и Туркманы — со всей подробностью описали: отец наш, с божиими святыми прославленный, Ванакан вардапет и друг наш — Киракос вардапет, шедший во всем по стопам отца нашего, — так что мы уже не дерзнули в третий раз повторять ими рассказанное или распространяться о том. Мы сочли нужным, для хронологической связи, вкратце упомянуть о замечательнейших событиях и деяниях, и тем закончить наш ученый труд, давно начатый и до сих пор неоконченный: нам и без того совестно перед историками, о которых мы упомянули выше. Ибо слово и память (человеческая) не в состоянии привести в известность множество грехов, преступлений и нечестий наших, равно как и справедливое воздаяние божиего суда, не говоря о том — есть ли возможность исчислить воздаяния или злодеяния наши? Но глубина, бездна и неизмеримость божиего милосердия всегда торжествовали и будут торжествовать. Благодать, благодарение, слава, честь, благословение да будет Господу вовеки веков от всех и каждого, от Его видимых и невидимых твopeний; да скажет он аминь неисчерпаемому беспредельному и безконечному Существу.
Григор Акнерци «История народа стрелков»
Текст приводится по изданию: История монголов инока Магакии, XIII века / Пер. и объяснения К.П. Патканова. – СПб.: Тип. Имп. АН, 1871. – С. 5-12.
2.
[…] После того по повелению Хана своего, Чангыз-Хана, они устремились на Агванию и Грузию. Сведав о том, царь грузинский выступил к ним на встречу с 60 000 всадников, на великое поле Котман, насупротив крепости Терунакан. Как только начался бой, то по внушению сатаны, вечного врага всякой правды, владетель манасагомский, Хамидола, из за какой-то мести, подрезал жилу лошади атабека Иване. В то время не было уже в живых царя грузинского, Лаша. У него остались: сын Давид и дочь Русудан. Давид, попав в руки румского султана, томился в темнице, а Русудан правила государством при содействии Иване, имевшего звание атабека. Когда слух о нашествии татар, как выше сказано, дошел до Иване, то он, взяв с собой всю конницу царства грузинского; отправился в область Гаг, к великому и мудрому князю Вахраму, сыну Блу-Закаре, и призвав его со всем войском на помощь, выступил против татар. Над правым крылом начальствовал могущественный и великий князь Вахрам, над левым — Иване; и в то время, когда они произвели нападение, совершено было проклятым Хамидола то преступление, о котором говорено выше. Лишь только татары заметили несогласие в лагере неприятелей, как с особенною стремительностью напали на грузинских всадников и безпощадно истребили их. Между тем великий князь Вахрам, владетель Гага, во главе правого крыла до самаго вечера нещадно гнал и рубил татар, так что все поле сагамское было покрыто убитыми татарами. Когда же он узнал об истреблении грузинского войска, то в глубокой горести оставил поле битвы и воротился в укрепленный замок свой, Кархерц. Это случилось в 663 г. (1214) армянского счисления, после того через три года снова появились татары, взяли Гандзак-Шахастан (Ганджу), перебили и взяли в плен множество народу и воротились в страну свою с большой добычей и сокровищами.
4.
Мы расскажем здесь также и то, на что были похожи первые татары. Эти первые татары, которые появились в верхней стране, не походили на людей; ибо вид их был ужаснее всего что можно выразить: головы их были громадны, как у буйволов; глаза узкие, как у цыплят; нос короткий, как у кошки; скулы выдавшиеся, как у собаки; поясница тонкая, как у муравья; ноги короткие, как у свиньи. Бороды у них вовсе не было. При львиной силе они имели голос более пронзительный, чем у орла, и появлялись там, где их вовсе не ожидали. Женщины их носили остроконечные шапки, покрытые парчевой вуалью … (текст не разобрать) намазывали лицо. Они рождали детей, как ехидны и кормили их, как волчицы. Смертность у них едва была заметна, потому что они жили по 300 лет; и хлеба не употребляли в пищу. Таковы были те татары, которые впервые появились в верхней стране.
5.
Вскоре вышло повеление от Хана, и три военачальника вторглись в Агванию и Грузию и завоевали множество городов и крепостей. Одного из них звали — Чорман, другого — Бенал, третьего — Мулар, которые с несметным числом всадников нападали на крепости. Они сначала взяли Шамхор, близ Гандзака, взятого ими ранее; взяли Зугам, Кархерц, Теревен, царскую резиденцию — Гардман, сильную крепость — Ергеванк, Мцнаберд; взяли посредством орудий укрепленный замок Тавуш, местопребывание Султана; взяли Терунакан и Нор-берд; взяли также пещеру великого вардапета Ванакана со всем его имуществом, а самого великого вардапета нашего, Ванакана, увели в рабство вместе с его учениками; но жители страны приняли в них живейшее участие; дав золота и сокровищ они выкупили вардапета с его учениками.
Тогда только мудрые князья армянские и грузинские узнали, что Господь даровал татарам силу и победу над страной нашей. Потому они смирились и подчинились им: согласились платить им дань, известную под именем мал и тагар и обещались итти со всей своей конницей туда, куда бы они ни повели. Татары, довольные их покорностью, перестали грабить и разорять страну. Они воротились в свои кочевья в Муган, оставив на месте, одного из начальников, Карабугу, которому предписали разрушить все завоеванные крепости. Так они разрушили неприступные крепости, которые возвели таджики с большими издержками. Так все это случилось.
6.
В те дни появилась комета, держалась несколько дней и исчезла. В те же дни случилось солнечное затмение, продолжавшееся от 6 часов дня и до 9 часов. Между тем три главных предводителя, о которых говорено выше, овладев Грузией и Агванией, воротились в степи муганские, где, вечно зеленеет трава и летом и зимою, так как земля там тучна, а воздух благорастворен. Пробыв некоторое время на своих пастбищах они снова вознамерились нашествовать на христиан, не считая ни вочто истребление христиан в Грузии и Агвании. Так, взяв знаменитую скалу Шмег (?) они перерезали тьму тём, и не было числа убитым. Кроме того они увели из страны бесчисленное множество детей. Ненасытившись и этим они вознамерились еще раз сделать набег на эти страны и уже окончательно перебить всех. Но провидение вседержителя Бога, которое не теряет из виду уповающих на него, недало совершиться беззаконному и злобному их умыслу и погубило двух из трех вышеназванных начальников. Вот в коротких словах то, что они задумали. На вечернем курильтае, т. е. собрании, рассуждали о том, чтоб напасть снова на завоеванные страны и всех перебить. Впрочем, это задумали не все трое, а только двое из них. Чорман же, по внушению Провидения говорил, «что страна и без того разорена; что следует дать возможность жителям возделывать землю, чтоб они могли половину произведений садов и полей дать нам, а другою половиною сами бы прожили». И в то время, когда они об этом рассуждали, настал вечер, заседание было закрыто, и они отправились спать. Когда взошло солнце, то нашли мертвыми тех двух начальников, которые задумали злое; а Чорман, который стоял за устройство и благоденствие края, остался жив. Тогда Чорман, взяв с собою свидетелей происшествия, отправился к главному своему начальнику, Чингиз-Хану, рассказал ему о своем намерении и о замыслах своих сотоварищей, об их гибели и о своем спасении в ту ночь. Изумленный хан, слушая рассказ, сказал Чорману: «то что задумали оба предводителя не было угодно Богу, и потому они скоропостижно умерли, а ты не умер за свои добрые намерения. Бог повелевает завоевать землю, поставить ясак, хранить ее в благоустройстве и брать с нее тггу и мал, тагар и гупчур. Тех же, которые не подчиняются нам, не платят нам дани, следует убивать, жилища их разорять для устрашения тех, которые задумают нам сопротивляться». Сказав это, хан приказал Чорману отправиться на свое место и держаться того образа мыслей, за который он был сохранен от смерти. И дал он Чорману в жены доброю жену свою Альтана-Хатун и назвал его Чорма-Ханом. Чорма-Хан же, взяв с собой добродетельную и милостивую жену Чингиз-Хана, Альтана-Хатун, воротился в Муган, зимнее местопребывание татар, вместе с 110 другими начальниками. На великом курильтае, созванном по повелению Чорма-хана, эти начальников разделили между собою все земли. Разделив всю страну на три части, одни из них взяли себе в удел северные области; другиe — южные; а третьи — внутреннюю часть, которою они владеют до сего времени. Вот имена начальников, которые остались внутри нашей страны: Асуту-Нуин, который был костью Хана, Чагатай, названный Ханом, позже Сонита, другой Малый Чагатай. Бачу-нуин, которого назначили главнокомандующим всеми войсками, Асар-нуин, Огота-нуин, Ходжа-нуин, Хутту-нуин, Туту-нуин, Хурумчи-нуин, Хунан-нуин; кроме того еще 13 начальников, которые разделили между собою Грузию и Авганию, горы и равнины... Великий дом Чорма-хана был перевезен в Гандзак-Шахастан (Тавриз), который сперва был разорен ими, а после снова восстановлен.
Аноним Себастаци «Летопись»
Текст приводится по изданию: Армянские источники о монголах: Извлечения из рукописей XIII-XIV вв. / Пер. с древнеарм., предисл и прим. А. Г. Галстяна. – М.: Изд-во Вост. лит-ры, 1962. – С. 23-33.
В году 669 армянского летосчисления (1220) 20 тысяч татар вышли из страны Чина и Мачина, пошли через долины страны Агвании и дошли до области Гугарк. Разоряя все на своем пути, они достигли Тбхиса, но быстро вернулись обратно, ибо их преследовал грузинский царь Лаша.
Лаша и Иване выступили против татар, но те [уклонились] и хотели со всем своим имуществом пройти через Дербент в свою страну, а войска турок, которые были в Дербенте, не пропустили их, тогда они (татары) пересекли труднопроходимые места Кавказских гор и ушли. Предводителем их был Субэдэ-багатур .
После этих дней появились войска гуннов, которых называли кипчаками; они попросили у грузинского царя места [для поселения], обещая служить им (грузинским царям), но им в этом отказали; тогда жители Гандзака, которые [терпели] притеснения со стороны грузин, приютили их (кипчаков) и те во всем помогали им.
Иване, собрав войско, немедленно выступил против них; кипчаки, поднявшись против него, предали их (грузин) мечу и победили, как скотов гнали перед собой, позоря и мучая, а персиян избивали и жестоко угнетали. Но на следующий год Иване вновь собрал войско, предал мечу варваров и увел в плен их детей.
В году 671 (1222) татары хотели снова возвратиться в Грузию и Армению, но так как армяне и грузины подготовили войска для сопротивления, они против них не осмелились выступить.
Смбат Спарапет «Летопись»
Текст приводится по изданию: Смбат Спарапет. Летопись / Пер. А.Г. Галстяна. – Ереван: Айастан, 1974.
В 668 году армянского летоисчисления (1219) Левон отдал за них Лулву, реку Исавр и неприступный проход Лазат и освободил своих князей.
[…]
В том же году внезапно заболел царь Левон и умер.
[…]
В 669 году армянского летоисчисления (1220) армянские и греческие князья, находившиеся в Киликии, а также парон Ваграм и другие из Тарса восстали против армянского пайла Константина с 5000 войском.
[…]
В том же году умер католикос Тер-Ованес, которого похоронили в Дразарке.
[…]
В 671 году армянского летоисчисления (1222) сын дука Триполи и принца Антиохии Филипп стал мужем царевны Забел и был коронован армянским царем, ибо сын венгерского короля не прибыл в Армению, услышав о смерти царя Левона.
[...]
В 675 году армянского летоисчисления (1226) Тер-Константин, католикос, епископы и князья собрались в Тарсе и выбрали царем молодого Гетума, сына Константина Пайла, и в жены ему дали Забел, дочь царя Левона. После чего воцарился мир в стране армянской и год за годом увеличивалась мощь страны.
В 678 году армянского летоисчисления (1229) алеманский (германский) император перешел океан, пошел на Иерусалим, отнял его у неверных и истребил их.
[…]
После смерти царя и убийства парона Адана умер султан Изз-ед-дин и наследником его стал брат Ала-ед-дин, человек мудрый и сведущий в астрономических науках. Собрав много войска среди христиан и турок, он опять отнял у внука Атома Кир-Варда замок Колонорос и взял его дочь себе в жены, против ее воли, но так как она была христианкой, то не жила с ним.
Султан захватил также область Исавр до ворот Селевкии. А этот город охранялся орденом Госпитальеров с помощью армян. Парон Константин Пайл был человеком умным и поступил благоразумно. Он обязался доставлять ежегодно на военную службу 400 всадников на свои средства, а что получал от франков, этим и довольствовался.
Тогда султан (Ала-ед-дин) подумал, что Киликия находится совсем рядом с его владениями, и что он сможет покорить ее, когда пожелает. Он покинул эту страну и отправился в город Ерзнка с многочисленной армией и захватил его, убив султана. Отсюда он направился на Эрзерум, который захватил вместе с другими городами от Маназкерта до области Карин (Каре). Затем он вернулся оттуда и овладел Мелитинэ, Харбертом, Чмшкацаком, Амидом, Цовком и дошел до Евфрата, покорив всех. Тем временем египетский султан пришел на помощь султану Антапа, пошел навстречу ему, но, не сумев противостоять его продвижению, бежал назад.
При его царствовании до нас дошли слухи и известия о татарах, которые, завоевав города и крепости в верховьях Туркменистана, достигли Хорезма. Они разбили хорезмского шаха Дарбаина и обратили его в бегство. Тот перешел великую реку Джахун и остановился на ее берегах. Между тем татары завладели всем пространством между двумя реками — Джахуном и Гехоном, где находится великая столица Самарканд, и города Бухару, Каш, Нахшуб, Кермин и многие другие, которых я не могу перечислить письменно. Сам шах Хорезма, находясь на берегу реки, предполагал, что сможет спасти Хорасан и ту сторону реки. Но Чингиз-хан — глава татар, построил мост из связанных лодок, перешел Гехон и захватил великий город Самарканд в течение четырех дней, но не смог разрушить его за четыре года, потому что Самарканд по-турецки означает богатый город. И, действительно, он был великим и богатым. Они (монголы) захватили также множество других городов. В эти дни татары вошли в Рум. Мать султана забрала свою дочь и бежала в Киликию, но монголы послали к царю Гетуму посла, который потребовал вернуть беглянок. В противном случае, сказали они, союз, который вы заключили с нами, будет недействителен.
Боясь вторжения татар в свою страну, он (Гетум) выдал (беглянок). Тогда султана Кай-Хосров-шаха и всех мусульман охватил страшный гнев. Собрав конницу, он (султан) отдал ее под командование парона Константина, владетеля Ламброна, который проник в горы Паперона, сжигая все на своем пути. Тогда парон Константин, отец царя, и Смбат Гундстабль вошли в Тарс, а царь (Гетум) находился со своей конницей в Адане. Турки осадили Тарс, затем направились вдоль берега реки, заняли все области и оставались там шесть дней. После этого они вернулись через ущелье Куклка. Царь преследовал их со своей конницей. В то время отец царя и Смбат Гундстабль прибыли в местность Майцар. Он (султан) с многочисленным войском повернул обратно. Тогда мы напали на него, и с божьей помощью помешали их продвижению и, разгромив их, преследовали до Путанде.
Через год, в 695 году армянского летоисчисления (1246), (турки) собрали большое войско и, перейдя ущелье Куклка, вторглись в страну Капан и осадили Тарс. Отец царя и я, Смбат Гундстабль, вошли в Тарс. Гели бы мы захотели описать все то, что нам пришлось перенести от катапульт и сражений, то это было бы слишком много. Стены города были серьезно повреждены, и с обеих сторон погибло много людей, но со стороны осаждавших (турок) в сто раз больше, ибо с нами были хорошие франкские стрелки.
От монголов прибыли посланцы, предложив свою помощь, но мы отказались, потому что город уже был взят. Однако бог сжалился над христианами, ибо в тот момент, когда султан Гияс-ед-дин сидел в своем замке Колонорос и пил, вдруг воскликнул: «Ко мне, ко мне!» — и умер. Эмиры, осаждавшие Тарс, услыхав это, захотели вести переговоры с царем и потребовали только Пракан с тем, чтобы заключить мир и вернуться к себе. Царь передал им, что они просили, и они сняли осаду.
Мы не знали о смерти султана, иначе мы рассчитались бы с ними. Через два года мы отобрали Пракан назад и никто из врагов по воле божьей не успел бежать. В течение всего времени, что шла война, пи разу не было дождя, но как только был заключен союз, начался дождь и не переставал в течение 20 ночей и дней. Вся страна была затоплена, и, когда турки уходили, более 100000 пехотинцев утонуло, мы бы их истребили, если бы сначала не связались с ними клятвой.
В 697 году армянского летоисчисления (1248) я, Смбат Гундстабль, отправился в Монголию и в 699 году армянского летоисчисления (1250) вернулся к моему брату, царю Гетуму.
Мхитар Айриванеци «Хронографическая история»
Текст приводится по изданию: Хронографическая история, составленная отцом Мехитаром, вардапетом Айриванкским / Пер. К.П. Патканова. – СПб., 1869.
А. 660. 1211. Умер Мелик Ават и воцарился Ашраф.
Умер Захаре; место его заступил Шаханшах.
Показалась звезда на подобие копья.
Джаба и Сабата, татарские ноины, разбили Лашу при Котме.
В это время жили чудные мужи: священник Стефан, сын Тер-Усика и священник Аствацатур, сын Егбайрика, который воскресил убитого.
А. 670. 1221. Кипчаки разбили Лашу при Гандзаке.
Преставился в Христе князь князей Васак.
Знамя получил сын его, храбрый Прош.
Джалаладин, султан хорасанский, обращенный в бегство татарами, поражает Лашу и Иване при Котайке и свергает их в долины Гарни.
Прош вступает в Двин, и истребляет хорезмийцев и таджиков.
Чингис-Хан умерщвляет Алтан-Хана, сам получает власть над Улусом и поселяет орду в Гиате.
Хорезмийцы взяли Хлат и много других стран.
В Иверии воцаряется Русудан.
А. 680. 1231. Октай-Хан разделяет на три отряда свои бесчисленные войска; (направляя их) на юг, на север и на середину земли.
Южный отряд овладел всею Индиею и берегами моря до страны эфиопских ихтиофагов.
Северный отряд отправляется верхними частями Каспийского моря, попирая многие страны, и переходит за реку Дунай. Против него выступает император алеманский и заставляет его отступить. Средний отряд предает мечу парфян, гирканцев, кушан и елимайцев, которые ныне называются мелахитами, хорасан, Персию, Мидию, Испаган и Адербейджан и, попирая все, постепенно вступает в Армению, Иверию, Агванию, где в один год 685 (1236) (татары) взяли и разграбили все страны, города и крепости.
Царь и князья иверские обратились в бегство.
После того Аваг спустился с Каена, отправился к Чармагану и заключил с ними мир.
Татары, увидев области армянские и агванские, решились поселиться в них, так чтобы в летнее время распространяться по горам армянским, а зимой кормиться на изобильных и плодоносных полях Ерана, т. е. Мукана.
Степанос Епископ «Летопись»
Текст приводится по изданию: Армянские источники о монголах: Извлечения из рукописей XIII-XIV вв. / Пер. с древнеарм., предисл и прим. А. Г. Галстяна. – М.: Изд-во Вост. лит-ры, 1962. – С. 33-34.
В году 669 армянского летосчисления (1220) появилась комета. Татары разбили грузин у реки Кроман.
В году 670 (1221) умер царь Левон, унеся с собой похвалы всех народов; наследницей царства он оставил свою дочь. Мелик Хазин взял Хлат, и начался страшный голод.
В году 671 (1222) в Сисе рукоположили католикосом достопочтенного Тер-Костантина, сына Тапчи из Бард-зрберда.
В году 673 (1224) умер Лаша Георгий, царствование перешло к Русудане. Наводнением был разрушен Хлат.
B этом же году Ашраф отнял у Хазина Хлат.
В году 674 (1225) не было царя.
В этом году страна наша подвергалась бесчисленным грабежам, безмерным страданиям, ибо с юга воспламенялся огонь гнева, который поглощал красу нашей страны. Появился из Хорасана султан Джелал-ад-дин, сын хорезмского шаха. Он бежал от преследования народа стрелков. Разрушая и истребляя страну персов, он вторгся в страну армянскую, предал ее огню и мечу, разрушил и разорил страну. Но, встретившись с нашими армяно-грузинскими войсками в Араратской долине, остановился перед ними. Великий полководец Иване выставил [против него] 60 тысяч воинов. Но божий гнев постиг их за беззаконие и отклонение от праведного пути. Не приняв бой под городком Гарни, без победы [врага] они обратились в бегство. И не от человеческих рук, невидимыми ангелами и бурей мечей они были низвергнуты в глубокие ущелья, где все погибли, а если некоторые я спаслись, то благодаря тому, что они спрятались в крепости Гегард. Найдя страну без хозяина, хорезмийцы беспощадно растоптали и разорили ее и пошли дальше до священного города Иерусалима. Кровью христиан были затоплены святой храм и улицы Иерусалима, но говорят [Джелал-ад-дин] был убит в Руме неизвестными людьми. После этого умножились в стране нашей печальной всевозможные несчастья и кары. Появилась страшная саранча, которая денно и нощно кишела [всюду]: в воде, в посуде, в постели, уничтожала [поля] до моря и океана. Вслед затем распространился страшный голод, которого не видели в мире.
Затем мы были очевидцами истребления, которое, подобно волкам-людоедам, совершили [татары] в нашей стране. Еще не залечили [мы] раны, нанесенные хорезмийцами, как через 12 лет появился народ стрелков-татар, которые были необыкновенными людьми, страшными на вид и походили на ненасытных зверей. Они распространились по всей земле. Об их ужасных и гнусный преступлениях лучше молчать, чем говорить, ибо не расскажешь человеческим языком. Главарей их звали Чорман и Чагатай, о которых упомянем ниже.
В году 675 (1226) хорезмийцы подступили к Хлату, 40 дней они держали город в осаде, но не смогли его взять. […]
Аноним (из рукописи священника Иоанна) «Летопись»
Текст приводится по изданию: Армянские источники о монголах: Извлечения из рукописей XIII-XIV вв. / Пер. с древнеарм., предисл и прим. А. Г. Галстяна. – М.: Изд-во Вост. лит-ры, 1962. – С. 70-71.
В году 669 (1220) появились первые татары.
В году 674 (1225) из Хорасана пришел султан (Джелал-ад-дин) и напал на грузинские войска в Гарни и сбросил их с утеса в пропасть.
В году 680 (1231) татары захватили Гандзак и истребили бесчисленное количество мужей, а также женщин и детей, захватив в плен всех, как христиан, так и персиан.
В году 685 (1236) [захватили] неприступную крепость, называемую Каен, затем город Лори, и столицу Армении – Ани, и многие другие области, и все земли Армении; неприступные крепости, пещеры, непроходимые леса были захвачены [татарами] за один год, и было истреблено несметное число мужчин, женщин и детей. И кто в состоянии описать те горести и страдания, которые причинил нам безжалостный народ стрелков? Как предсказывал святой патриарх Нерсес перед своей смертью, увидев [это] оком души: «Народ стрелков разрушит страну Армянскую до самого основания, и станут безлюдными многолюдные пути из-за отсутствия людей». так и случилось, как он предсказал.