В помощь преподавателю и школьнику

В данном подразделе размещены ряд методических указаний для педагогов и обучающихся по использования материалов сайта при проведении учебных занятий и самостоятельного изучения. Особое значение имеет разработка типового плана-урока для школьного курса истории России.

 

Методические указания по самостоятельному изучению материалов сайта

Представленные методические указания по самостоятельному изучению материалов сайта предназначены для обучающихся и педагогов, которые в рамках внеучебной или кружковой работы могут изучать и использовать материалы сайта для подготовки к занятиям, написанию рефератов и самостоятельного изучения истории.

Основные принципы самостоятельной работы обучающихся.
При работе с ресурсами исторического сайта педагог может использовать следующие подходы: культурологический и системно-деятельностный. 
Культурологический подход дает возможность изучения человека в истории и культуре в контексте общечеловеческих и национальных ценностей. Он подразумевает под собой межпредметную интеграцию, обучающиеся получают знания, которые интегрируются из целого комплекса социально- гуманитарных наук, в том числе, истории, обществознания, МХК, ценностно-практический опыт, погружаются в практику творческой деятельности. Исходя из этого, культурологический подход в обучении предполагает решение следующих задач: привитие учащимся общечеловеческих ценностей; создание условий для культурного самоопределения и самоидентификации; воспитание уважения к культурному наследию человечества. Культурологический подход работает не только на предметные, но и метапредметные результаты, а именно на личностные, т.е. формируют нравственную культуру школьников.
Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия. Сущность системно-деятельностного подхода проявляется в формировании личности ученика и продвижении его в развитии не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Основной результат обучения – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности. Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие. Деятельностный подход реализуется через систему заданий, направленных на развитие мышления школьников, обучение их поисковой деятельности, совершенствование навыков самостоятельной работы. 
В ходе самостоятельного изучения обучающийся может получить следующие результаты.
Личностные результаты:
-  приобщение к историческому и культурному наследию;
- развитие эмоционального восприятия подростками исторического прошлого страны;
- воспитание уважительного отношения к прошлому русского народа.
Метапредметные результаты осуществляются через овладение познавательными универсальными учебными действиями:
- осуществлять логические операции по установлению родовидовых отношений, ограничению понятия, группировке понятий по объему и содержанию;
- распознавать ложные и истинные утверждения; 
- устанавливать существенный признак классификации, основания для сравнения; критерии проводимого анализа, формулировать выводы по их результатам;
- приводить аргументы, подтверждающие собственное обобщение, вывод с учетом существующих точек зрения; 
- использовать знаково-символические средства для представления информации и создания несложных моделей изучаемых объектов; 
- преобразовывать предложенные модели в текстовый вариант представления информации, а также предложенную текстовую информацию в модели (таблица, диаграмма, схема и др.) в соответствии с поставленной учебной задачей;
 - использовать различные приемы систематизации учебного материала в процессе обучения (составление планов, таблиц, схем и т. п.);
- строить план, схему, алгоритм действия, исправлять (восстанавливать, дополнять) предложенный алгоритм на основе имеющихся знаний об изучаемом объекте;
- делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
- осуществлять анализ требуемого содержания, различать его фактическую и оценочную составляющую, представленного в письменном источнике, диалоге, дискуссии.
Предметные результаты реализуются в соответствии с выбранной темой.

Содержание основных разделов сайта.
При самостоятельном использовании сайта стоит обратить внимание на содержание основных разделов информационного источника, каждый из которых представляет отдельное направление в изучении основной темы – сражении на реке Калка 31 мая 1223 года.
Раздел «События и участники» состоит из 2-х частей. Во-первых, это сгруппированная по периодам хронология событий Западного похода монгольских войск, которые возглавляли военачальники Джэбэ и Субэдэй. Как известно, битва на Калке была одним из событий этого похода. Вторая часть – это биографическая информация об основных исторических личностях, как непосредственных участниках битве на реке Калка, так и современниках этих событий. По каждому из участников даже, если это было лишь упоминание имени дается историческая справка. Информация представляет собой развернутое описание жизни и деятельности русских князей и монгольских ханов, что позволяет проводить сопоставление в жизненных судьбах героев битвы на реке Калка. Самостоятельное изучение данного раздела расширяет информационную базу по персоналиям, углубляя свои знания в исторической эпохе XIII в.
Раздел «Исторические источники» содержит подборку выявленных документов, разделенных на группы: русские, монгольские, персидские, грузинские и западноевропейские. На сайте приводится тексты из научных публикаций источников. Сведения из русских летописей приведены в переложении с древнерусского на современный язык. Содержание выявленных источников при самостоятельном изучении позволяет пользователю проанализировать и сравнить общие и отличительные особенности в описании битвы на реке Калка. Данный раздел является ключевым в организации процесса самостоятельной работы обучающихся во внеурочном формате. 
Раздел «Историография» позволяет пользователю ознакомиться с фундаментальными исследованиями по истории средневековой Руси, развитию военного дела в XIII в., а также по истории развития Монгольской империи. Изучение данного раздела формирует у пользователя навыки работы с большими научными текстами.
Раздел «Битва в искусстве» включает в себя произведения изобразительного искусства и кино, посвященные битве на реке Калка. Данный раздел дополняет научное содержание информационного ресурса изображениями из древнерусских летописных источников, из средневековых источников, а также документальных и художественных фильмов. Для обучающихся будет интересен раздел об образе битвы на реке Калка в компьютерных играх. 
Раздел «Лекторий» содержит ссылки на классические лекции к.и.н., доцента Харитонова М.Ю., раскрывающим содержание ключевых и спорных сюжетов в изучении  битвы на реке Калка. Самостоятельное изучение данного раздела позволяет систематизировать просмотренных материалов предыдущих разделов, проработать содержание основных этапов. Наконец, приведен список ресурсов Интернет, которые позволяет расширить навыки работы с информацией из разных источников.

Основные формы организации деятельности обучающихся и приемы учебной деятельности.
Различают следующие основные формы организации деятельности обучающихся и приемы учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная, парная, самостоятельная. Познавательные: виртуальное путешествие, образовательные квесты, брейн-ринги, тематические лекции, кинопоказы, семинары, лекции, презентации. Состязательные: интеллектуальные игры, викторины, интеллектуальные олимпиады. Публичные: поэтические чтения, культурно-массовые мероприятия, («Ночь искусств», «Ожившие полотна»). Интерактивные: дискуссионные форумы, занятия в форме квестов, экскурсии в прошлое, заседания Общества русской словесности. Творческие: вербальный и невербальный комментарий к художественному тексту.
Ведущими являются коллективные формы учебной деятельности: работа в парах, малых группах, командах и т.п. Расположение ресурсов на сайте предполагает возможность выполнения заданий с использованием разных источников. Например, одна группа работает с живой книгой, вторая группа - с иллюстрациями, третья - анализирует биографические данные. Это позволяет учащимся получить учебную и эмоциональную поддержку одноклассников, формирует умение работать в группе, взаимопомощь и ответственность друг за друга.
Коллективная работа может быть эффективной только при наличии следующих условий:
- создать ситуацию для возникновения у школьников общего положительного отношения к совместной деятельности в группе;
- научить ребят работать в группе и лишь затем предлагать им в групповой форме решать задачи различного характера и содержания;
- обеспечить: активный обмен операциями (один рисует, другой – записывает); обмен ролями (один – учитель, другой – ученик); обмен функциями (ученик выполняет функцию сознательного контроля, проверяя работу своего партнера); обмен позициями (по имеющемуся продукту - работе своего партнера - выявляет замысел автора, его позицию, рассматривает соответствие этого замысла полученному результату); обмен информацией (этот обмен должен быть организован так, чтобы ребенок начал перерабатывать информацию в зависимости от знаний, возможностей партнера, перестраивать, дополнять ее);
- организовать содержательное сотрудничество по выполнению задания, когда учащиеся владеют большим количеством сложнейших операций;
- вооружить детей средствами внутригруппового общения: научить работать по правилам, действовать в рамках заданной роли, коммуникативным навыкам (вербальным и невербальным); бесконфликтному общению; межличностному взаимодействию, куда входит деловое общение на равных с определением способов эффективного достижения результатов деятельности;
- учесть, что групповая работа эффективна не для всех типов заданий. Наиболее применима и целесообразна она при организации технологий учебного исследования, проектирования, моделирования, проблемного обучения, развития умения мыслить творчески;
- определить место учителя в совместной деятельности. 
Размещение ресурсов сайта позволяет организовывать работу и в парах, группах. Например, после прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя, экскурсии и т.д. обучающиеся могут коллективно работать с разными источниками.
Ресурсы сайта позволяют эффективно использовать приемы персонификации, драматизации, интервью, воображаемого путешествия, изложения событий в виде письма. Прием театрализации (драматизации), особенно привлекателен для младших школьников тем, что он близок к игре и предоставляет большие возможности для самовыражения. Драматизация позволяет учащимся через проживание образов героев более глубоко осмыслить исторические события. Драматизация с использование ресурсов сайта может быть включена в занятие в качестве иллюстративного фрагмента или презентации выполнения домашнего задания, либо стать результатом проектной работы обучающихся.
Огромную роль может оказать использование приема обсуждения представленных в исторических источниках цитат, высказываний и оценочных суждений общественных деятелей, писателей, философов и т.д. Кроме названных могут использоваться и прием составления словаря терминов и понятий, взаимообъяснение, словесные ассоциации, составление галереи образов.
Данные методы и приемы особенно интересны для школьников тем, что они предоставляют возможности для самовыражения, самопрезентации. 
Возможно проведение нетрадиционных уроков – заседание школьного клуба с  «погружением» в другую эпоху, уроки - путешествия, уроки – диалоги.

Формы уроков
Экскурсии. Экскурсии являются весьма эффективной формой организации учебной работы. Под экскурсией понимается такая форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают знания на месте расположения изучаемых объектов при непосредственном ознакомлении с ними. Основная задача экскурсии – изучение нового материала, который состоит в том, чтобы наглядно сообщить учащимся новые знания.
Экскурсия выполняет следующие функции:
1) реализуется принцип наглядности обучения, ибо в процессе экскурсии обучащиеся знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями;
2) повышается научность обучения и укрепляется его связь с жизнью и практикой.
Классификация ученических экскурсий зависит от того, какие дидактические задачи решаются в процессе их проведения. С этой точки зрения выделяются два типа экскурсий: одни служат средством изучения нового материала, другие используются для закрепления материала, который предварительно изучен в классе.
Перед экскурсией или во время экскурсии учащиеся получают вопросы и задания по её содержанию (семантические карты, тесты, задания на установление соответствия/ последовательности, тесты, кроссворды, тексты с пропущенными словами или с фактическими ошибками и др.). На них они будут отвечать либо сразу, либо после экскурсии, либо на уроке итогового повторения. 
Урок-дискуссия. Суть дискуссии состоит в том, что в результате исследования вопроса (темы) и выявлении трудности в его решении, учащиеся в ходе спора намечают попытки выхода (благоприятного исхода) по разрешению проблемной ситуации. В то же время учащиеся выявляют предпосылки возникновения данной проблемы, её истоки. Так рождаются различные гипотезы по её решению. Каждая группа готовит свой вариант решения проблемы, и они обсуждаются в ходе дискуссии.
Одной из моделей дискуссии являются «дебаты» на основе работы соперничающих команд. Эти команды ведут спор вокруг чётко сформулированного тезиса, который опровергает одна команда и защищает другая. Другую модель дискуссии назвали «вертушка», целью которой является вовлечение буквально всего коллектива в обсуждение. Дискуссия направлена на одновременное включение всех участников и активную полемику с разными партнёрами по общению.
Целый ряд дискуссионных занятий может быть построен на основе работы ключевой группы сильных ребят и «аудитории». К ним относятся занятия по типу «круглого стола». Также преподаватель может провести заседание «экспертной группы», где учащиеся выступают с сообщениями по проблеме, затем весь класс обменивается мнениями об их сообщениях. 
«Мозговой штурм» – это метод, содержащий целенаправленную ориентировку учащихся на восприятие и комментированное решение сложного вопроса на основе максимального умственного напряжения участника занятий; целесообразное, активное обдумывание и обсуждение вопроса.
Приёмы контроля самостоятельной деятельности осуществляются в форме устного и письменного контроля, самостоятельной работы, самооценки и взаимоконтроля. 

Самостоятельная работа учащихся с ресурсами сайта
Самостоятельная работа учащихся с ресурсами может  предполагать: работу с одним или несколькими ресурсами, их анализ: восстановление хода событий; работу с несколькими ресурсами, объединенными одной проблемой: сравнение ресурсов, выявление общего или различного в позициях, взглядах, настроениях участников событий, анализ эволюции их взглядов, анализ мотивов поступков, действий участников событий, оценка отдельных участников событий, создание их политического или нравственного портрета, оценка ресурсов как источника знаний, формулирование своего мнения относительно значения исторического события.
При самостоятельной работе с информационным ресурсом обучающийся может использовать последовательное изучение основных разделов сайта или изучение отдельных модулей для закрепления изученного материала, а также в рамках осуществления научно-исследовательской деятельности. 

 

Примерный план-конспект урока для школьного курса истории России

Представленный план-конспект (технологическая карта) предназначен для преподавателей средних общеобразовательных школ, которые могут использовать его при подготовке к проведению занятий по предмету «Всеобщая история. История России» (10 класс) в рамках изучение материала по истории Руси XII-XIII вв. по разделу «Феодальная раздробленность на Руси и её последствия», «Формирование Монгольского государства в XII-XIII вв.».

Урок разработан по методике «документального баттла». Целью проведения занятия является: сформировать у обучащихся целостное представление о причинах и итогах битвы на реке Калка; развитие у обучающихся умения выделять главное, проводить причинно- следственные связи, работать самостоятельно с историческими документами; воспитывать чувство уважения, патриотизма к собственной истории, умение делать выводы и не совершать ошибки.

План-конспект урока разработан канд. ист. наук П.Н. Матюшиным и апробирован при проведении занятий в школах г. Чебоксары.

Примерный план-конспект урока для школьного курса истории России (файл).

 

Сценарий внеклассного мероприятия

Представленный сценарий внеклассного мероприятия возможно использовать при проведении тематического вечера среди школьников по темам военно-исторической и/или патриотической направленности (23 февраля, юбилейные даты и др.).

Сценарий внеклассного мероприятия (файл)