Изобразительное искусство
В данном подразделе размещены картины и другие изображения о данном событии, начиная от миниатюр Лицевого свода до современных восприятий.
Картины располагаются в порядке их хронологического создания. Каждая картина сопровождается описанием: автор, название и год написания; место экспозиции оригинала; краткие сведения об авторе; описание сюжета картины.
Картины Лицевого свода представлены в отдельном подразделе.
Борис Артемьевич Чориков «Князь Галицкий Мстислав, проиграв сражение при Калке, спасается за Днепр 1224 года» (1864)
Место экспозиции оригинала:
Неизвестно.
Краткие сведения об авторе:
Чориков Борис Артемьевич (1802-1866) – русский художник и график. Получил образование в Императорской Академии художеств (окончил в 1829 г.). Наибольшую известность получил как автор иллюстраций к изданию «Живописный Карамзин или Русская история в картинах», вышедшему в Петербурге в 1836 г. Всего к «Истории» Карамзина Б.А. Чориков создал более 300 рисунков, перенесенных на литографский камень его помощниками: П. Ивановым, О. Андерсоном, К. Беггровым, И. Щедровским, П. Разумовским и рядом других. Монументальные образы карамзинской «Истории» требовали особого изобразительного языка, и чориковская классическая академическая манера оказалась, в данном случае, весьма уместной. Сцены, изображенные художником, передают текст Н.М. Карамзина достаточно убедительно. За свои работы был выдвинут Академией художеств на соискание звания академика.
Описание сюжета картины. Картина создана как иллюстрация к описанию калкских событий у Н.М. Карамзина в его «Истории государства Российского». На иллюстрации изображено, как князь Галицкий Мстислав Мстиславич, после битвы на Калке, спасается за реку Днепр.
Кошелев Николай Андреевич «Татары, пирующие после битвы на Калке (1224 г.)» (1864)
Место экспозиции оригинала:
Неизвестно.
Краткие сведения об авторе:
Николай Андреевич Кошелев (1840-1918) – русский исторический, портретный и жанровый живописец, график, иллюстратор, иконописец, художник-монументалист.
В 1860 г. поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. В 1865 был удостоен звания классного художника 1-й степени «за познания в живописи исторической и портретной». Специализировался по исторической живописи. В 1865 г. для издания В.А. Золотова «Русская история в картинах» выполнил более 60 рисунков. Позднее участвовал в росписи храма Христа Спасителя в Москве, других храмов в России и Иерусалиме. В 1873 г. был удостоен звания академика, в 1878 г. – профессора.
Картина о Калке, вероятно, была выполнена художником в 1864 г. для издания В.Е. Генкеля «Северное сияние». Наибольшую известность получила как иллюстрация в Военной энциклопедии издателя И.Д. Сытин (Т. 11. СПб., 1913).
Описание сюжета картины. После битвы на Калке монголы устроили «пир на костях». Захваченных в плен русских князей и других военачальников они раздавили насмерть, положив под доски, на которых сидели и пировали. В центре пирующие и веселящиеся монголы, один из русских князей показан мертвым.
Горелик Михаил Викторович «Битва на Калке. 1223 г.» (1995)
Место экспозиции оригинала:
Неизвестно.
Краткие сведения об авторе:
Горелик Михаил Викторович (1946-2015) – советский и российский искусствовед, востоковед, исследователь истории оружия. Кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, академик Академии художеств Республики Казахстан. Сыграл большую роль в развитии художественной научно-исторической реконструкции в СССР, а затем и в России. Автор более 100 научных работ, значительную часть своей научной деятельности посвятил изучению военного дела древних и средневековых народов Евразии. Графические реконструкции исполнены исторической достоверности и духа времени.
Картина о Калке была написана М.В. Гореликом для детской энциклопедии Аванта+.
Описание сюжета картины. На картине представлен кульминационный момент битвы. Русские войны продолжают сражаться, а половецкие – уже отступают.
Рыженко Павел Викторович «Калка» (1996)
Место экспозиции оригинала:
Музей-усадьба «Полотняный завод», посёлок Полотняный завод, Калужская область.
Краткие сведения об авторе:
Павел Викторович Рыженко (1970-2014) – российский живописец, художник Студии военных художников имени М. Б. Грекова. Удостоен звания Заслуженного художника Российской Федерации в 2012 г. Автор многочисленных работ на исторические темы. В 2014 г. передал все свои работы в дар Российской Федерации. Картины размещены в музее-усадьбе «Полотняный Завод», бывшей усадьбе Гончаровых в Полотняном Заводе.
Описание сюжета картины. На картине представлен заключительный момент калкских событий, когда русская рать разбита, а русские воины брошены под настилы для пирующих монголов.
На переднем плане изображен русский князь, который осознает свою ужасную ошибку и ее последствия. Взгляд его направлен вдаль, где он видит русские земли и надеется на милость Божию. Спутанные паутиной веревки символизируют страсти и грехи, которые привели к этому трагическому моменту.
Картина передает чувство глубокой скорби и сожаления за произошедшее, но одновременно напоминает о том, что даже после таких ужасных событий есть надежда на будущее, на возможность исправить свои ошибки и двигаться дальше.
Оленюк Ярема Васильевич «Данило Галицкий перед битвою с монголо-татарами на р. Калка» (1990-е гг.)
Место экспозиции оригинала:
Неизвестно.
Краткие сведения об авторе:
Оленюк Ярема Васильевич родился 1940 г. Советский и украинский художник, график, педагог. Ведущей темой художника является созданный им большой цикл графических и живописных произведений о герое Карпат Олексе Довбуше и его побратимах. Иллюстрировал произведения Т.Г. Шевченко, И.Я. Франко, Л. Украинки, В.С. Стефаника.
Описание сюжета картины. В центре картины изображен начальный эпизод битвы на Калке, где молодой князь Даниил Волынский призывает русских дружинников к атаке против монголов.
Зябкин Дмитрий Владиславович «Битва на Калке» (2007 г.)
Место экспозиции оригинала:
Неизвестно.
Краткие сведения об авторе:
Зябкин Дмитрий Владиславович (род. 1978). Детство и школа прошла на крайнем севере в г. Норильск. В настоящее время проживает в г. Иркутск. Живопись рассматривает как увлечение.
Описание сюжета картины. Дружины Мстислава Удалого и Даниила Романовича вместе с половцами спешно переправились через Калку и атаковали монголов. После короткой схватки те повернули коней. Преследуя их, русские и половцы не заметили, как оказались охвачены полукольцом главных сил монголов, о существовании которых даже не подозревали. Отразить удар тяжелой монгольской конницы они не смогли. Не выдержавшие удара монгольской конницы половцы в панике бежали с поля боя, расстроив ряды русских воинов. Дружина Даниила почти вся погибла. Бежал с остатками дружины и Мстислав Мстиславич.
Фомин Николай Дмитриевич «Три Мстислава (перед битвой на Калке)» (2012 г.)
Место экспозиции оригинала:
Неизвестно.
Краткие сведения об авторе:
Фомин Николай Дмитриевич (р. 1970). По образованию биолог. В профессиональной живописи с 2003 г. Занимается книжной иллюстрацией. Большинство картин пишет на исторические сюжеты, в т.ч. посвященных истории славянства и Древней Руси.
Описание сюжета картины. Картина описывает сцену одной из глав повести для детей С.П. Алексеева и В.А. Алексеевой «Лебединый крик». На картине изображены три князя Мстислава (Мстислав Романович - великий князь Киевский, Мстислав Удалой из Галича и Мстислав Черниговский), которые обсуждают предстоящую битву.
Сакуров Игорь Анатольевич «Хан Котян и русские князья» (2014 г.)
Место экспозиции оригинала:
Неизвестно.
Краткие сведения об авторе:
Сакуров Игорь Анатольевич (р. 1963) – российский художник-иллюстратор книг. Учился в Ярославском художественном училище и Московском Полиграфическом институте. С 2000 г. член Союза художников России. С 1992 г. сотрудничает с различными издательствами в качестве книжного иллюстратора. С 2005 г. работает над иллюстрированием произведений Бориса Акунина.
Описание сюжета картины. Картина является иллюстрацией к книге Бориса Акунина «История Российского государства», Т. II «Ордынский период. Часть Азии» (М., 2014).
На картине представлен один из моментов, происходившего в Киеве княжеского съезда весной 1223 г., когда хан Котян уговаривал русских князей прийти на помощь половцам.